Кинестетика решает всё. Об этом почти никто не говорит напрямую, но все, кто хоть раз оказывался в плену хорошей книги или залипал в чей-то пост так, что забывал о времени, на себе знают — можно написать сто раз умные мысли, вылизать под копирку структуру, снабдить заголовок цифрой и обещанием “Заработай за три дня”… Но если внутри — ни звука, ни запаха, ни лёгкого «щелчка» в теле, текст умирает с последней точкой. Тело не подключилось — мысли не доедут. Эх, сколько раз я ловила себя на холоде чужих букв. Вот идёшь ты утренней Москвой — ветер гоняет прошлогодние листья, лужу вдруг срезает перо голубя, а у тебя на языке — вкус горячего, сладкого кофе. Ты ещё даже не поняла, проснулась ли, но что-то внутри сразу говорит: да, жизнь идёт. А теперь вспомни: хоть раз тебе было по-настоящему интересно читать инструкцию к пылесосу или объяснения Тинькофф-банка о новом тарифе? Не удивлюсь, если приснёшься посреди абзаца.
Скажу честно — текст без органов чувств, это как поцелуй через кульок. Формально происходит, но ни с кем. Никакой химии, тело молчит, душа в сторонке. Зато когда ты вдруг вчитываешься в слова, и у тебя где-то в животе идёт маленькая волна, щёлкает на затылке холодок, разливается под кожей тепло… Всё, ты не вырвешься, ты уже ТАМ. Вот почему я всегда настаиваю: не хочешь писать пустыми словами — позови читателя внутрь своего ощущения. Не рассказывай ему про “советы”, “методики”, “выгоды”. Позволь почувствовать, разреши прожить.
Давай честно: мы всё тащим через ощущения. Память цепляется запахами и тактильными впечатлениями, голос близких людей впечатывается в тембр, песни детства всплывают не количеством битрейта, а посапыванием носа, когда тебе тёплый пуховый платок ткнули под ухо… Вот именно этого и не хватает большинству текстов: они вылизаны, политкорректны — а хочется, чтоб хрустело, шуршало, скрипело на зубах, чтобы внутри шёл дрожью ответ.
Подумай: почему большинство “продающих” или “деловых” текстов проваливается? Потому что они без кожи, без запаха, без лёгкого трепета, когда мозг уже перестал читать, а тело начинает жить через слово. Ты не вспомнишь, сколько раз рационально принимал решения — зато помнишь аромат корицы и кофе, лицо первой учительницы и ощущение кошачьей шерсти на щеках. Аналитика? Логика? Цифры? Да пожалуйста — только если не забываешь: сначала включи тело.
В копирайтинге это работает безотказно. Подключи читателя — и ему не будет всё равно. Пусть он вспомнит запах старой печки, звук петли в дачной двери, ледяной пол ногами утром. Пусть ощутит холод кружки с кефиром. Пусть расплывётся в улыбке, вспомнив кисло-сладкий вкус первой сливы. Вот тогда ему станет интересно ЧТО дальше.
Самый частый вопрос, который мне задают, когда я рассказываю про кинестетику в текстах: Это надо быть поэтом? Надо иметь дар писать “красиво”? Нет. Вообще не про это. Всё куда проще и глубже: нужно просто разрешить себе показывать то, что проживаешь сама. Без фильтров инстаграма, без страха “меня не поймут”, без стремления быть идеальной. Может быть, тебе покажется глупо описывать “запах немытой кружки” или “запотевшее стекло в автобусе”. Но именно в таких деталях оживает настоящая жизнь, — не вот эта “общепринятая”, а ТВОЯ. Иначе зачем ты вообще пишешь?
И вот здесь начинается магия. Как только в тексте появляется тело, мозгу некуда деваться. Примитивные зоны включаются первыми, они реагируют быстрее рационального: кожа вспоминает чувства, рот начинает “слышать” вкус описанного, плечи вдруг по-настоящему расслабляются от слов. Вот почему после хорошей истории тянет закутаться в плед или сделать себе чай. Ты ведь не знала, что мозг не отличает “прожитое” от “прочитанное чувствами”? Именно этим и стоит играть — кто сказал, что тексты обязательно должны только информировать и продавать? А если они могут влюблять, вдохновлять, заставлять внутри что-то шевелиться?
Я проверяла на себе и на клиентах тысячу раз: стоит в тексте появиться осязанию, запаху, вкусу — всё, внимание у тебя в кулаке. Подумай, что ты обычно пролистываешь в ленте? Те самые пресные статьи, где нет ничего, кроме “очередной пользы?». А почему ты зависаешь в блоге какого-то незнакомца, который вдруг пишет: “Мокрые ноги в резиновых сапогах и запах леса в три утра”? Потому что сразу переносишься ТУДА. Начинаешь вспоминать свои моменты — и не можешь остановиться.
Вот поэтому я всегда говорю: кинестетика — не волшебство для избранных, не “фишка Юлии”, а базовый инструмент любого, кто хочет быть не стенгазетой и не робот-пылесосом, а автором, к которому возвращаются. Сложно? Только на первых порах. Боишься выглядеть “слишком просто” или “недостаточно профессионально”? Успокойся. Профессионализм — это уметь расстилать ковёр из ощущений так, чтобы читатель захотел по нему пройтись босиком.
Если хочешь научиться включать это в каждую публикацию — подпишись на мой телеграм-канал. Там я не только подробно разбираю, КАК вплетать запахи, тактильные рельефы, тепло или холод, но и показываю конкретные примеры до и после: как текст из “сухаря” превращается в магнетическую втягивающую ткань. Никакой “воды”, никакой игры на публику — только практика, реальные тексты и честные разбоки.
Хочешь попробовать прямо сейчас? Прочитай этот текст ещё раз, но не глазами, а кожей, спиной, внутренней улыбкой. На каком моменте где-то внутри шевельнулось нечто? Вот именно там твоя сила, а не в “правильных” формулировках.
И ещё. Если вдруг, после этого тебе захочется написать что-то по-настоящему близкое себе — не тормози. Попробуй. В мире и так слишком много синтетических смыслов, чтобы испугаться пары тёплых ощущений.
Расскажи, а в каких текстах у тебя пробегают мурашки? Когда от чтения хочется вдохнуть по-настоящему глубоко? Жду ответ в комментариях — пообсуждаем, разложим, найдем твои магические детали.
P.S. Не перестарайся с “оригинальностью”. Иногда достаточно просто — честно — вспомнить свой первый утренний кофе. И разрешить себе впустить читателя внутрь.
Забирай 3 подарка, с которыми ты качнешь свой канал всего за 3 дня: https://clck.ru/3PDq8Z
Ещё нет ответов